Блог Ильи Харитонова

Дизайню в Рокетбанке. Живу в Москве. Веду Твитер

Почему я люблю аналоговые часы


Для кого-то это будет довольно капитанская заметка, кто-то может не согласиться, но лично я считаю аналоговый циферблат на порядок более наглядным и информативным, чем цифровую запись времени.

Минуты

На аналоговом циферблате я не считаю минуты, я просто вижу, сколько прошло с предыдущего часа и сколько осталось до следующего. Для этого я вообще не вербализирую это в цифры или слова, даже про себя, я просто вижу: «вот такой кусок прошел с пяти часов» или «еще вот чуть-чуть и шесть». На цифровых мне надо сделать пусть мизерное, но всё-таки когнитивное усилие и перевести какие-нибудь абстрактные 46 минут в долю от часа. Такие понятия как «полчаса» и «четверть часа» тоже моментально без усилий визуализируются на циферблате, нежели переводятся в 30 и 15 минут соответственно.

Часы

Ещё с восприятием часов работает та же схема которой пользуются продавцы. 399 рублей воспринимаются как «триста с чем-то», а не «без рубля четыреста». То же самое с цифровой записью времени — 16:54 для меня «четыре с чем-то», а не «без шести пять». Чтобы это скорректировать опять же, нужно пусть небольшое, но усилие. На аналоговых я просто вижу, что до пяти осталось совсем чуть-чуть.

И да, еще 24-часовая форма записи. Понятно, что она вроде как должна быть более нативна, ведь в сутках именно 24 часа, но никто никогда не говорит «встреча в двадцать часов» или там «обед в тринадцать тридцать». То есть услышав «встреча в восемь» приходится перевести это в 20:00 и уже отслеживать на своих цифровых часах. Как я уже сказал, усилие конечно ничтожное, но у интерфейса которым пользуешься несколько десятков раз в сутки такие лаги складываются в хуёвый юзер экспириенс (которого вы можете и не замечать, пока не попробуете альтернативу, где таких проблем нет). Аналоговые часы лишены такой проблемы, если встреча назначается устно, а лично у меня это куда более частый сценарий. В восемь так в восемь, окей. Но, конечно, увидев в календаре запись «встреча в 20:00» приходится проделывать аналогичный процесс в обратную сторону, тут уж ничего не поделаешь ¯\_(ツ)_/¯

Естественно, на моих новых ЭплВоч стоит аналоговый циферблат (с колечками активностей, конечно же, иначе зачем это всё). Да, для этого я и писал этот пост — повыёбываться новыми часами :-)

Метроплакат с указателем. Часть 3

Часть 1
Часть 2

В прошлых сериях мы почти добили указатель и решили открыть все проектируемые куски, тем более Селигерскую вводят в эксплуатацию вот уже в марте. Эти участки уже были обозначены на схеме, как положено, пунктирной обводкой, и поначалу казалось, что всё что надо сделать — это залить линию цветом. Но, как вы уже могли заметить, в схеме метро ничего не бывает так просто ))

Узнаю в гугле, что Окружная будет огромным ТПУ с теплыми пересадками и одним (слава богу!) названием. Значит обозначение должно быть аналогично пересадке «Владыкино», одним кружком. Проделываю нехитрые манипуляции:

Выходит так себе. Кружки Окружной и Петрашки едва не соприкасаются, а название упёрлось в «Водный стадион». С этим нужно что-то делать. Опускаю диагональные участки серой и салатовой:

Так лучше. Корректируем положение подписи к Окружной, порождая ещё одну плашку, но это неизбежное зло. Уже почти хорошо, но хочется выиграть еще миллиметр-другой. Покушаюсь на монорельс, чуть-чуть опускаю его:

Чудом ничего не рушится. Хвалю себя, скидываю Илье итоговые пдф-ки и пнг-шки, и вдруг:

С выравниванием цифр действительно начинает выглядеть опрятнее и эстетичнее.

Вздыхаю и трачу ещё пару часов на муторное выравнивание стрелочек ручками, ибо геометрический и визуальный центры стрелочек при разных поворотах не совпадают.

Кидаю ещё один взгляд на схему. Вижу, что подписи Лихобор (Лихоборов?) тесно внутри МЦК, а вокруг Коптево много места. Пишу Илье:

Как видите, Илья не только руководит, но и сам иногда берёт в руки мышь и фотошоп. Пришлось, конечно, переделывать самому:

Вродё всё. Анонсируем, выкладываем. Выдыхаем.
...
...
...
НАГАТИНСКАЯ

Оказывается, с 1 января 2017 года есть холодная пересадка с «Нагатинской» на «Верхние Котлы». Тут всё оказалось не так сложно, но опять же, волна подвижек прокатилось по всему югу серой и зелёной веток и сдвинула с места Каховскую линию:

Думаю, это обновление с пересадкой, Илья выкатит чуть позже, вместе с плакатом для печати и разными поправленными косячками, которые уже успели найти его читатели.

Ну и под конец — итоговое сравнение схемы до и после.

Метроплакат с указателем. Часть 2

Часть 1

У нас было 2 алфавита, 207 станций, 13 линий всех сортов и расцветок, а ещё монорельс, четыре аэропорта и полдюжины планируемых станций. Не то, чтобы это всё было нужно для алфавитного указателя, но раз начал верстать, становится трудно остановиться. Единственное, что меня беспокоило — это станция «Улица Старокачаловская». В мире нет ничего более неудобного и несокращаемого, чем «улица Старокачаловская». И я знал, что довольно скоро мы в это окунёмся.

Покончив с пересадкой мы наконец взялись за алфавитный указатель. Как вы знаете, пять лет назад Бирман вместо классической координатной сетки придумал свой способ быстрого нахождения станций на схеме — указатель со стрелками.

Когда я решил взяться за указатель, задача для меня выглядела довольно просто — взять указатель Ильи пятилетней давности и просто добавить в него новые станции. Выглядел он, если вы не помните, так:

Казалось, всего-то и делов — определиться с тем, как показывать станции МЦК и вперёд. На схеме Ильи МЦК отличается от остальных линий толщиной. Ещё у меня были опасения, что цвет будет путаться с коричневой Кольцевой, поэтому я решил, что стоит сделать её стрелку аутлайном. Скинул Илье варианты:

Тут я понял, что всё будет не так просто. Добавляю цифры

В этот момент мне показалось, что с внешним видом стрелок и вёрсткой мы определились (лол!). Нужно было приниматься за полный список станций. Я не горел желанием вручную расставлять стрелки в Иллюстраторе, поэтому засел за Индизайн, нашел шрифт с подходящей стрелочкой и скрипт для поворота символов. Конечно, поворачивать каждую стрелочку всё равно пришлось вручную, но зато потом уже набранные колонки можно было всячески двигать, перевёрстывать и т.д.

Пытаюсь расположить схему и указатель на формате 70×50. В левом нижнем углу остаётся пустота, но я сразу придумываю чем её забить и заодно предлагаю Илье ещё один путь монетизации :-)

Илья говорит, что такая компоновка не оч, набор надо уплотнить, длинные названия максимально сократить, схему расположить посередине, а справа набрать указатель на английском. Заодно просит попробовать выделить болдом смену букв. Пробую:

Выделение болдом — шляпа. Илья не унимается:

Что я показал тогда Илье вы можете узнать у него в телеграм-канале, но стрелочки с кружочками по правому краю я выровнял. В процессе случайно получилась красота :-)

Где-то в этой же итерации решили закрасить стрелку МЦК — всё-таки оттенок у неё легко идентифицируемый, да и номер рядом есть.

Следующий, довольно логичный и очевидный шаг доходит до нас только сейчас — зачем мусорить несколькими стрелочками и тем более кружками, ведь во всех случаях (даже с разными Деловыми центрами) направление у них одно и то же. Ищем варианты, в итоге останавливаемся на перечислении номеров через запятую и одной стрелочкой в цвет последней линии. Номера сортируем по убыванию, чтобы последней не оказалась МЦК. Почему? Потому что линии метро «важнее» чем МЦК и на них найти станцию проще, а значит лучше чтобы последняя стрелочка красилась в цвет одной из метрошный линий.

Всё это я пытаюсь вписать в формат своей икеевской рамки 70×50, а Илья в свою очередь настойчиво просит сделать набор ещё плотнее, а в идеале впихнуть указатель в две колонки. Я сопротивляюсь как могу, но потом узнаю, что в ПринтДиректе, где Илья печатал прошлый плакат, есть только форматы 3:2 и 5:4. Решив, что себе я потом сделаю отдельную версию, беру формат 5:4 и начинаю исполнять мечту Бирмана о двух плотных колонках.

Илья предлагает заверстать заголовок в колонку. Получается сильно многострочно.

Исходим из того, что потенциальные покупатели плаката в курсе как работает указатель, поэтому оставляем просто заголовки «Алфавитный указатель» и Station Index. Чтобы сравнять высоту колонок добавляем в указатель ещё одну станцию ;-) Я откладываю указатель, и решаю пока открыть строящиеся участки, что б распечатанный плакат чуть подольше побыл актуальным.

Но об этом в следующей, заключительной серии. Оставайтесь с нами!

Метроплакат с указателем. Часть 1

Чтобы понять о чем вообще речь, читайте пост в блоге Ильи Бирмана

Начало

В ноябре 2016 года я получил оффер в Рокет и собрался переезжать в Москву (жил я тогда в Питере). Среди моих вещей завалялась пустующая белая икеевская рамка. Тогда я написал Илье Бирману в Телеграме:

Я написал письмо. Илья ответил, скинул аишку со схемой и попросил подготовить её для печати, в частности убрать артефакты на стыках линий и поправить прочие технические детали.

Пару месяцев мы допиливали схему. В основном это была рутинная борьба с иллюстраторовскими артефактами, пожалуй, самое интересное что можно вам показать, это мои заплатки на некоторых пересадках:

было/стало

После того как Илья залил новую пдф-ку и написал пост, у нас состоялся такой диалог:

Я: Слушай, у меня рама 50×70, а у тебя пропорции схемы более квадратные. Не охота оставлять сверху-снизу поля большие. Я подумал, может твой легендарный алфавитный указатель вниз воткнуть? Он у тебя в каком состоянии?

Бирман: О, если бы ты его допилил, было бы офигенно, но там работы много будет. Его же надо будет переверстать и дополнить станциями Окружной. Я его делал в Иллюстраторе, и это был ад. Вроде бы надо сверстать в ИД уж нормально.

Прошёл год

Я посчитал, что задача уже хорошенько отлежалась (на самом деле, конечно, просто не доходили руки) и, наконец, сел за алфавитный указатель. Точнее собрался сесть, но обнаружил, что на самой схеме есть ошибка, которую Бирман по какой-то причине до сих пор не поправил — отсутствующая пересадка с Панфиловской на Октябрьское Поле.

Я исправил это за три минуты, но Илья почему-то остался недоволен :-(

Окей, будем искать. По совету Ильи поднимаю изгиб фиолетовой ветки ближе к Октябрьскому Полю и делаю пересадку на Панфиловскую совсем втупую чтобы стала очевиднее структура этого узла.

Становится ясно, что участки МЦК и фиолетовой ветки между Панфиловской и Октябрьским полем идут рядом. И на этом участке МЦК имеет ещё одну станцию — Зорге. На схеме Яндекс.Метро это показано максимально наглядно:

Понимаю, что без изменения формы МЦК не обойтись, и нужно сделать также, только разумеется аккуратнее и эстетичнее. Двигаю прямой параллельный участок МЦК вплотную к фиолетовой.

Пересадка выглядит вроде ок, но теперь между фиолетовой и зелёной ветками жутко тесно. Отодвигаю изиб фиолетовой вместе с МЦК обратно, примерно в среднее положение между текущим и изначальным. Уточняем расстояние между станциями, добавляю еще точку. Почти все станции в округе тоже двигаются туда-сюда на миллиметры, в итоге всё вроде устаканивается.

Параллельно с этим решаем проблемы в другой части схемы.

Во-первых, Сити уже официально обозвали Деловым центром, во-вторых аппендикс Филёвской линии вызывал устойчивые ассоциации с фламинго втетьих 3)что ты мне сделаешь, я в другмо городе за мат извени.

От лишних изгибов избавились и в итоге пришли к такому:

Каруселька с изменениями, для тех кто любит сравнивать:

В следующем посте мы наконец доберёмся до указателя. Не переключайтесь )

Не знаешь что делать — уменьшай


См. «Не знаешь что делать — увеличивай»

Возвращаемся к предыдущей ситуации — есть задача, нет идей. Берёшь требующую внимания деталь (заголовок, картинку, всю статью целиком) и не увеличиваешь, а уменьшаешь, организуешь вокруг неё побольше воздуха и пустоты. Главное тут, как и в предыдущем примере — не ссать. Да, я в курсе, что пустое место на макете — страшный сон заказчика и менеджера. Сами думайте как с этим бороться))

Увидеть берёзу в лесу трудно, не увидеть одинокую берёзу посреди чистого поля — невозможно (не знаю почему я выбрал для метафоры берёзу, придумайте что-нибудь более удачное). Об этом стоит помнить — элемент посреди пустоты привлекает много внимания. Иногда слишком.

На этом банере небольшой логотип Мвидео на красном фоне привлекает больше внимания, чем вся композиция про скидки справа, хотя должно быть наоборот )

Резюмируем:
1) Берёте
2) Уменьшаете
3) Следите, чтобы акценты были на нужных местах
4) Готово! Вы великолепны!

Не знаешь что делать — увеличивай


Давно хотел опубликовать золотые правила (я их так назвал), которые я выработал для себя, когда работал в паре местечковых глянцевых журналов в Сургуте.

Эти правила начинаются со слов «Не знаешь что делать...», и, как несложно догадаться, предназначены для случаев, когда не знаешь что делать. Когда тебе надо сделать макет, в голове нет ничего, а материал, который есть ничем не помогает.

Например, есть у тебя статья на разворот, а текста там — кот наплакал. Или есть задача сделать плакат, а иллюстрации или фото — нет. Или есть, но какая-то невыразительная. В общем, ты в затруднении, а дедлайн — завтра.

Решение такое. Берёшь чё-нидь из того что есть — заголовок, дату, невнятную иллюстрацию — и УВЕЛИЧИВАЕШЬ! Прям жми в своём блядском фотошопе cmd+t, или че там у тебя, хватай курсором за уголок и резким движением отправляй мышь куда-нибудь на околоземную орбиту. Главное — не ссать. В результате у тебя получится что-то такое:

Может показаться, что это хорошо работает только в плакатах и постерах (там сам бог велел ебашить покрупнее), но это довольно универсальная штука.

Примеры журнальной вёрстке. Особенно выручает когда нужно добить материал до определенного количества полос, а нечем :-)
Ну а на сайте ёбнуть в шапку огромный заголовок — вообще милое дело
Или на банковской карте )

Естественно, просто тупо увеличив что-то, ты не сделаешь хороший макет. Дальше надо найти композицию, цвета́, может добавить паттернов, деталей, переколбасить объекты между собой. Главное — это подтолкнёт фантазию и сдвинет макет с мёртвой точки. Возможно итоговый вариант вообще не будет содержать ничего гипертрофированно большого. Как я уже сказал — это рецепт на случай, если ничего в голову не приходит.

Резюмируем:
1) Берёте
2) Увеличиваете
3) Декорируете всё это дерьмо
4) Готово! Вы великолепны!

См. «Не знаешь что делать — уменьшай»

Кофе глясе

Давным давно, по-моему даже до появления первого айфона, в Сургуте одни ребята открыли арт-кафе «Белая ворона». Ребята очень задрачивались по кофейной культуре (тогда это не было мейнстримом) и были первыми, кто начал варить в Сургуте нормальный кофе.

Там я и попробовал первый раз кофе глясе (иногда пишут «гляссе»). Глясе — это холодный кофе с мороженным. Готовится так — предварительно охлажденный кофе (это важно) наливают в высокий стакан, сверху кладут шарик мороженного. Дальше в рецептуре могут быть вариации — различные сиропы, взбитые сливки, корица. Но основа — холодный кофе и мороженное.

Весь кайф в том, что на холодном кофе мороженное долго не тает и не перемешивается, лежит отдельным белым слоем, красиво пуская вниз, в черную толщу кофе тоненькие белые струйки. Вот как тут:

В интернете даже фотографию нормального глясе найти трудно.

Кароч, вы не поверите, но первый и последний раз я пробовал нормальный глясе именно в Сургуте, в «Белой вороне». Что сейчас с этим кафе я не знаю — ребята еще лет семь назад продали бизнес и кафе ожидаемо скатилось. После этого я много где бывал, в Екате, Москве, Питере, Ростове, Воронеже, в сетевых заведениях и местных кофейнях, и везде старался заказывать глясе, если он был в меню. И везде я получал одно и то же — в горячий, только из-под кофемашины эспрессо вываливали шарик мороженого, который таял, пока его ко мне несли, в итоге вместо холодного кофе с мороженым я был вынужден довольствоваться еле тёплым кофе с молоком. Последняя попытка была предпринята мной вчера в Синнабоне. С предсказуемым результатом ¯\_(ツ)_/¯

Я уже почти смирился с тем, что больше нигде и никогда не отведаю правильный глясе. Но чем чёрт не шутит — вдруг вы знаете в Москве, Питере или Воронеже хорошие кофейные места, где он есть в меню и он правильно приготовлен?

2017   глясе   кофе

Цвета диаграмм в Яндекс.Метрике

Возьмем, например, экран с источниками переходов.

На одну неподписанную диаграмму аж две, по-разному выглядящие легенды

Каждый раз, я либо ищу трактовку очередного оттенка зеленого или красного в легенде справа, либо смотрю всплывающую подсказку при наведении. При том, что в списке внизу, все источники проилллюстрированы цветными иконками, каждая из которых имеет свой легко идентифицируемый цвет. Почему не взять их? Это логично и интуитивно, я вижу сиреневую иконку рядом с «Переходами из социальных сетей» и сразу ищу на диаграмме сиреневый сектор. А его нет.

Тут бинго случайно выпало «Переходам из поисковых систем», цвет на диаграмме совпадает с красным цветом иконки.

Или вот, например, те самые переходы из социальных сетей. Все уже давно выучили разницу в оттенках синего у Фейсбука, Вконтака и Твитера. Но нет, Яндексу нужно чтобы мы развивали свою память и заставляет сопоставлять соцсети с абсолютно случайными цветами.

И так везде. Даже смешно становится :)

МиллионЭтноЭксп

cover! white

Пробег по городам-миллионникам России, от одной там парочки провинциальных дизайнеров.

То, ради чего, по большей части, и затевался новый блог на новом домене (а вовсе не ради поста про геев) :-)

Мы с Галкой имеем склонность к путешествиям. Нам не повезло родиться в провинциальном северном Сургуте, поэтому каждый раз попадая в новый большой город мы жадно впитываем в себя то, чего нам не хватало на малой родине — архитектуру, историю, городскую среду, транспорт, атмосферу. К этому привыкаешь, этого начинает не хватать.

Сургут глазами Тёмы в 2007 году и глазами Варламова в 2015.

За нашу совместную жизнь мы объездили не так уж много, но и не мало (особенно по сравнению со многими нашими сургутскими знакомыми, которые за всю жизнь дальше Ханты-Мансийска не выбирались). Мы целый месяц жили Екатеринбурге, съездили с тестем за машиной во Владивосток, оттуда добрались своим ходом в Павлодар (Казахстан). Затем Петербург, возвращение в Сургут и автомобильный трип обратно до Петербурга, во время которого мы еще пару дней пожили в Тюмени. Летом мы сгоняли к моей родне в Ростовскую область и Краснодарский край, по ходу заскочив на денёк-другой Ростов-на-Дону и Новороссийск. А осенью была недельная поездка на фестиваль «Люстра» в Москву. Это не считая того, что сам я, еще будучи студентом, успел на разных курсах скататься на пленэрную практику в Тобольск, Суздаль и Питер, а также неделю гостил у сестры, которая тогда жила в Липецке. Список выходит внушительный :)

Так вот, к чему это всё. Дабы не просто бесцельно болтаться по городам, мы придумали себе челлендж на ближайшие пару лет. Побывать во всех 15 городах-миллионниках нашей необъятной страны. Побывать — в смысле пожить хотя бы недельку. Ну и чтобы ездить не зря, о каждом городе хорошо бы составить хотя бы небольшой отчёт. Для этого и новый блог.

Засим объявляю начало Миллионэтноэкспа!

Как видите, три города уже есть, осталось 12.
Как видите, три города уже есть, осталось 12. Иконки городов позаимствовал у 2Gis :)

Екатеринбург был первым мегаполисом, который мы с Галкой посетили самостоятельно. Один раз мы приехали туда на месяц летом, и так полюбили его архитектурную эклектику, улицу Вайнера, трамваи и суп-крем в хлебе в «Донне Оливии», что потом вернулись на зимние каникулы. С тех пор, если мы едем куда-то на поезде с пересадкой в Екатеринбурге, берем билеты так, чтобы провести там весь день.

В Питере мы жили два года. Вообще, неизвестно, сколько бы мы безвылазно сидели в Сургуте, выжидая у моря погоды, если бы Галка совершенно спонтанно не собралась и не поехала в Питер поступать на вторую вышку на ветеринара (первая — биолог-зоолог). Для меня это был волшебный пендель и разрыв шаблона, что переезд в другой город — это сложное, ответственное решение, к выполнению которого нужно тщательно готовиться годами. Теперь я знаю, что на практике для переезда в другой город нужны только деньги на билеты и немного с собой. Эх, знал бы я это раньше, я бы, наверное, рванул в какую-нибудь из столиц сразу после универа.

Учебу, кстати, Галка бросила не проучившись и семестра. Иногда я подозреваю, что это был только предлог :-)

В Москву мы катались на неделю, на фестиваль «Люстра». Первые три дня мы исследовали город, затем было 4 дня феста, последний из которых мы не высидели до конца и отправились напоследок гулять по ночной Москве.

Скорее всего, первым делом я соберусь с мыслями и фотками, и сделаю отчеты по уже посещенным городам. А дальше по списку у нас вероятнее всего будет Воронеж, потому что как раз в Воронежской области галкины родители собираются покупать дом этой осенью.

Stay tuned!

Стой на своём

На самом деле не стой.

Если бы я был министром образования, я бы обязательно ввёл в школьную программу курс «Культура дискуссии; Искусство менять своё мнение». Ну или придумал бы какое-нибудь другое претенциозное название.


А фанфик «Гарри Поттер и методы рационального мышления» Юдковски, я включил бы в программу по литературе в старших классах

Вокруг полно людей со своими «принципами», «убеждениями» и «взглядами», за которые они готовы сражаться до последнего вздоха, даже если их взгляды противоречат здравому смыслу и у них нет ни единого убедительного аргумента. Потому что признать, что был не прав — это проиграть. Нам с детства внушают, и в школе и дома, что нужно «стоять на своём». Всегда, не смотря ни на что. Непоколебимость и приверженность собственным убеждениям превозносится как величайшая добродетель. Это есть в литературе и в кино. Главный герой, как правило — упёртый, ограниченный баран принципиальный, несгибаемый и стоит на своём.

Поэтому люди у нас вступают в спор не для того, чтобы обмениваться аргументами или искать истину. Они идут убивать Они вступают в спор для того, чтобы декларировать свои ничем не подкрепленные взгляды, а потом, в зависимости от воспитания и физических данных, либо разбить друг другу ёбла, таким образом выяснив, кто прав, либо, потратив пару часов на псевдофилософские рассуждения, разойтись с фразой «каждому своё».

Я сам вырос в такой обстановке и помню, как болезненно было в первый раз признать, что был не прав. Даже не оппоненту, а самому себе. На публике я еще продолжал по инерции отстреливаться какими-то невразумительными комментариями, но внутри меня уже росла зияющая пустота и осознание, что всё кончено. Ты сломлен, раздавлен и уничтожен. Твоё убеждение было частью тебя, а его только что растерзали. Как дальше жить?

К сожалению, мне понадобилось довольно много времени, чтобы прийти нынешнему пониманию вещей. И удалось мне это во многом благодаря моей ненаглядной жене, дипломированному биологу-зоологу. Естественнонаучное образование привило ей уважение к научным методам, фантастика, которой она зачитывалась в детстве, дала веру в человечество, а природное любопытство и гугл позволили расширять свои познания и получать актуальную информацию. Именно она рассказала мне о когнитивных искажениях, чайнике Рассела и критерии Поппера, она мягко и ненавязчиво меняла мою картину мира, иногда горячими спорами, иногда в виде разговоров перед сном, иногда просто подбрасывая интересные ссылки. Сейчас я смотрю на себя семь лет назад, и недоумеваю, как она могла выйти замуж за такого долбоеба?

Так вот, самое ценное, чему я научился — это умение признавать свою неправоту. Это то, что должен усвоить каждый, кто не хочет прожить всю жизнь тупым, упрямым и узколобым бараном. Меняться — это хорошо и правильно. Меняться — значит развиваться, «становиться сложнее», как говорил Людвиг. Человек который не меняется со временем — не развивается. Человек, который 20 лет талдычит одно и то же — остановился в развитии. Его мозг не в состоянии воспринимать и обрабатывать новую информацию.

Меняться не просто, и это обусловлено вполне физиологическими причинами. Нам приходится перешагивать через эволюционные барьеры. Мозг — самый большой энергопотребитель в организме, а мыслительная деятельность — крайне энергозатратный процесс. Эволюция не поспевает за развитием человечества, и еще «не в курсе», что нам не нужно быть готовым в любую секунду бежать за мамонтом или от тигра. Поэтому организм делает всё, чтобы лишний раз не нагружать мозг. А поменять свою картину мира — это значит нехило перестроить нейронные связи. Принять аргумент, который не согласуется с твоими убеждениями — нехило перестроить нейронные связи. Гораздо энергоэффективнее «стоять на своём».

Если вам интересно, как работает мозг, почитайте вот:
Ася Казанцева «Кто бы мог подумать»
Крис Фрит «Мозг и душа»
И весь Оливер Сакс

Но тут как в спорте — сначала тяжело, а потом все легче и легче. Соглашаться с рациональными доводами оппонента — легко и приятно. Каждый раз когда ты признаешься «я был не прав», ты становишься умнее, мир становится понятнее, одним заблуждением в твоей голове становится меньше. Менять свое мнение — нормально. И это бесконечный процесс. Взгляды могут меняться на прямо противоположные и не один раз. И это не бесхребетность и приспособленчество. Это рациональность и здравый смысл.

Аминь.

A big step in our march toward equality

или новости из параллельного мира

cover white

Вчера, 26 июня, Верховный суд США принял историческое решение о легализации однополых браков во всех штатах. Вполне предсказуемо, российская блогосфера сильно возбудилась по этому поводу и даже в моей, тщательно отфильтрованной по критерию адекватности ленте, начали появляться возмущенные комментарии.

Гомофобская аргументация (хотя что там, вся картина мира) зиждется на одном искреннем заблуждении. Естественно, речь об аргументации рациональной, с религиозной спорить невозможно, ибо там рациональность отсутствует как класс.

Заблуждение это заключается в том, что гомосексуальность — это что-то вроде болезни или психического отклонения, девиации, и этим можно заразить, увлечься, оказаться втянутым, пасть жертвой пропаганды и т. д. Отсюда проистекают все доводы типа «Вот все станут гомосеками, вымрем», «Ребенок который вырастет в гейской семье станет геем», «Вот твой сын насмотрится гей-парадов и тоже геем станет» и т. д. Как правило, эти люди либо вообще не обременяют себя поиском информации по этой теме, либо сознательно фильтруют поток, игнорируя то, что не согласуется с их убеждениями. А между тем, всё что нужно знать о человеческой сексуальности, физиологической природе ориентации, гендерной идентичности, статистические данные о количестве геев и их изменении, популярные лекции, в конце концов — всё это лежит в свободном доступе, достаточно просто зайти в гугл.

Кому лень копаться в научных трудах, советую популярную лекцию Аси Казанцевой «Мозг мужчины и мозг женщины...», или серию публикаций «Метрополя»
http://mtrpl.ru/bad-boys-blue
http://mtrpl.ru/bad-boys-blue-II
http://mtrpl.ru/bad-boys-blue-III

Рациональная, научно доказанная объективная реальность состоит в том, что гетеросексуальность, гомосексуальность, бисексуальность и асексуальность — это врожденная особенность. Как цвет глаз или рост. Люди не выбирают себе ориентацию, они с ней рождаются. Никакая пропаганда не может сделать из гетеросексуала гея и наоборот. И процент гомосексуальных людей практически во всех человеческих сообществах, независимо от уровня развития, государственного строя и религии, примерно одинаковый. И он относительно стабилен.

Это как спросить: «А если твои дети будут рыжими, ты будешь их любить?»

Итак, заменяем исходное заблуждение на достоверную информацию, и от аргументов гомофобов не остается и следа. Нет, не вымрем, нет, твой ребенок не станет геем, если не родится им, нет, ребенок выросший в семье гомосексуалов не станет гомосексуалом (опять же, если не родится таким).

Другая проблема — люди которые делают вид, что не гомофобы, и говорят что-то вроде «Я не против геев, пусть себе живут, никто их не ущемляет, но пусть не высовываются, к чему это выпячивание, парады, бла-бла». Часто к такому «убежищу» прибегают люди, которые достаточно рациональны, чтобы воспринимать разумные доводы, но не могут побороть внутреннее неприятие и отвращение. Это конечно, гораздо лучше, чем призывать вешать геев на столбах, но все же остается гомофобией.

Вообще, для описания ситуации с геями в России лучше всего подходит аналогия с временами расовой сегрегации в США. Когда де-юре чернокожие уже были свободными людьми, но де-факто не имели права садиться на «места для белых» в транспорте, ресторанах, кино, селиться в «белых» кварталах, учиться в «белых» школах. Естественно, периодически возникали протесты, митинги, чернокожие демонстративно занимали «запретные» места, провоцируя конфликты, и тогда находились точно такие же люди, которые заявляли «Ну что этим неграм неймётся, рабство же отменили, чего им еще надо? Я не против негров, но зачем вот эти протесты, показушность, бла-бла-бла». Сейчас, все эти истории из того времени кажутся нелепостью, типа: «А помните, в Штатах неграм было запрещено ездить в передней части автобуса? Вот же идиотизм!». Очень надеюсь, что лет через двадцать, нынешнее положение вещей тоже будет казаться нелепым. «А помните, раньше браки между геями были запрещены? Вот же дикость!».

Всё это я пишу потому, что сам когда-то прошел весь этот путь — от оголтелой гомофобии и призывов сжечь и повесить (юношеский максимализм, что поделать ¯ \ _ (ツ) _ / ¯ ), через «ну ладно пусть живут, но что б я их не видел», к сегодняшней искренней радости за всё ЛГБТ-сообщество в США.

Гугл, что ты делаешь, прекрати!

Это даже не ахаха, просто прекрати!

Вы замечали, что Гулг, в зависимости от запроса, меняет порядок пунктов в меню фильтров выдачи?

В Гугле, разумеется хотели как лучше. Мол, если в моем запросе «фото» или «картинки», лучше мне подсунуть сразу картинки, а если «новости» — то соответственно новости. Но получилась жопа.

Начать с того, что порядок непредсказуем. Если я ввёл «Воронеж», я еще могу спрогнозировать, что первыми будут стоять «Карты» (хотя это уже лишнее усилие, пытаться классифицировать свой запрос), а если я ищу «фото сёрфинг Украина»? Я для эксперимента попробовал предположить порядок пунктов, не угадал :-)

Чуть более оправданным и логичным было бы упорядочивание по частоте использования. Лично я в большинстве случаев ищу картинки, чуть реже смотрю карты, а вкладками «Новости» и «Видео» почти не пользуюсь. Но это тоже компромиссный выход, в случае, если Гуглу ну прям совсем нет мочи удержаться от изменения порядка пунктов в меню.

В идеале, порядок пунктов должен быть неизменным. Люди не читают пункты меню, которым пользуются постоянно. Они запоминают в первую очередь расположение, ну там «третий слева», «предпоследний» или «в верхнем левом углу». Я, например, привык, что в большинстве запросов «Картинки» идут сразу после «Поиска», и каждый раз когда там оказывается что-то другое жутко бешусь. Худшее, что можно сделать с меню — это менять порядок пунктов.

Когда я сегодня, в очередной раз тыкнув не туда, разразился гневным твитом, оказалось что некоторые люди даже не замечали, что это не они тупят, а Гугл своевольничает:

Гугл, не надо так.